Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений. Сергей Попов
Автор статьи: Сергей Валентинович Попов — президент Международной методологической ассоциации (ММАСС), профессор Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ).
Введение
Определяющая характеристика современного мира — борьба за право и возможность осуществления общественных изменений 1. Тот, кто получает эту возможность и чьи способы оказываются наиболее эффективны и более легитимны 2, становится распорядителем гигантских высвобождающихся ресурсов — как человеческих, так и ресурсов власти, управления, контроля над финансовыми и материальными потоками. Если в XX веке борьба шла за владение материальными ресурсами, затем — новыми технологиями, то в XXI веке борьба идет за овладение схемами общественного переустройства. Начало этому процессу было положено, видимо, в России, после революции 1917 года, и выхода России в конце тридцатых годов на мировую арену в качестве одной из сильнейших стран мира. Стало очевидным, что изменение общественного устройства обеспечило появление такого количества ранее связанного и не введенного в оборот ресурса, что это превратило СССР за кратчайшие сроки в ведущую державу мира 3.
Мир после Второй Мировой войны превратился в карту экспериментов и очагов борьбы разных видов общественного устройства: появилось множество вариантов как «капитализма», так и «социализма». Но в наибольшем выигрыше были те, кто затевал изменение общественного порядка. В борьбе сверхдержав победил тот, кто сумел превратить технологию изменения общественного устройства в неконтролируемый 4 другими участниками конкуренции политический и экономический ресурс. В настоящее время таковыми оказались США. Россия же и все постсоветское пространство превратилось в полигон реализации различных подходов к осуществлению общественных изменений [1]. Но эта ситуация крайне неустойчива в силу необычайной величины и внутренней мощности России. Если в России возникнет собственная схема реорганизации, инициирующая новые неконтролируемые виды ресурсов и она сможет эту схему распространять на внешние территории, сложившаяся ситуация перевернется. Соединенные Штаты окажутся не конкурентноспособны (в исторической перспективе) в силу отсутствия схем изменения общественных отношений внутри себя 5.
Проблема общественных изменений
Внешние проявления проблемы осуществления общественных изменений состоят в том, что современные научные, проектно-программные и управленческие подходы не в применимы к решению задачи осуществления целенаправленных и осмысленных изменений общественного устройства. Именно поэтому проекты и планы осуществления изменений как правило, приводят к другому, нежели планировалось результату 6.
Общественные изменения не являются (и не могут являться) предметом какой-то из общественных наук. Изменения общества затрагивают как социальные, так и экономические, психологические, культурные, антропологические, юридические и все остальные аспекты, сформированные современной наукой. Казалось бы, возможно построение неких полипредметных (междисциплинарных) исследовательских программ по этому поводу. Но проблема оказывается существенно глубже. Любой, замысливший осуществить воздействие на общество, оказывается в парадоксальной ситуации (неважно, осознает он это как реальный политик и управленец, или не осознает, как ученый, считающий, что его исследование и наблюдение не являются воздействием на исследуемый предмет) — см. рис. 1.
Рис. 1. Ситуация взаимодействия «преобразователя» и общества.
Во-первых, общество состоит из образований (людей, организаций, групп, общностей и так далее), которые обладают способностью к рефлексивному осмыслению ситуации и себя в ней, способностью к самостоятельной постановке целей и активностью по достижению поставленных целей.
Во-вторых, человек (люди), замысливший и пытающийся произвести изменение является продуктом общества, и, следовательно, его представления, цели и способы действия либо известны, либо вычисляемы теми, изменения жизни которых он хочет произвести.
Указанные обстоятельства приводят к тому, что вместо планомерного и последовательного изменения начинается сложная игра с общественными образованиями 7, которые, как правило, стремятся любой ценой сохранить себя и свой способ жизни, либо получить от изменений нечто другое, чем предусматривалось планом. В результате возникает некая траектория совместного движения, складывающаяся под воздействием многих сил, имеющих различные цели, способы действия и ресурсы.
Проблема применения научного и проектного подхода в данной ситуации состоит еще и в том, что общественные образования способны изменять себя и свои отношения по ходу процесса, поэтому базовые предположения науки о неизменном строении объекта исследования неприменимы в данном случае, а планы и проекты становятся предметом игры, согласований и соглашений, но не предметом реализации. Более того, кроме рациональной составляющей как планов изменений, так и реакции и самостоятельных действий общественных образований, существует сильная нерациональная составляющая, связанная со своеобразием культуры и исторического опыта участников процесса. Эти особенности порой настолько сильны, что естественные и понятные цели и способы действия в рамках одной культуры, оказываются совершенно не естественными и не понятными в рамках другой культуры. Следовательно, траектория совместного изменения формируется еще и в условиях непонимания и неожидаемых реакций участников взаимодействия. В конце концов и тот, кто затеял изменения, вынужден не только менять свои планы, но и меняться сам — менять свои представления о мире, ставить новые цели и вообще участвовать в процессе изменений как один из его участников.
Описанная ситуация показывает как ограниченность научной и проектной парадигм в проблеме общественных изменений 8, так и необходимость совершенно иного подхода, основанного на схемах организации деятельности, а не на представлениях об объекте исследования, проектирования и управления 9.
Общая схема организации и осуществления общественных изменений 10
Схемы организации такого рода процессов, как осмысленные 11 и целенаправленные 12 общественные изменения, содержат в себе, как минимум три компоненты (см. рис. 2):
Форму организации мышления и деятельности «преобразователя (ей)» и его изменение.
Организацию «плацдарма» — обстоятельств и условий осуществления процесса (естественный план).
Способы участия как «преобразователя», так и всех возможных участников изменений в процессе становления 13 нового общественного порядка.
Рис. 2. Схемы, обеспечивающие участие в процессе становления.
Вход в схему осуществляется через специфическое представление будущего как места встречи «преобразователя» с обществом, которое, проделав определенный путь, пришло к необходимости общественных изменений (рис. 3 — [1]). При этом сам «преобразователь» также проделал определенный путь собственного развития и готов предъявить обществу более эффективные способы организации общественной жизни. Время от точки входа в схему организации процесса до «встречи», кроме развития новых способов организации общественной жизни и «естественной» траектории развития общества, заполнено также различными взаимодействиями между «преобразователем» и общественными структурами, направленными на «стягивание» их траекторий движения в точку- «место встречи».
Рис. 3. «Встреча в будущем».
Таким образом, «будущее» в схемах организации общественных изменений представлено не в виде определенного проекта общественных отношений и не в виде закономерного развития процессов, как это делается в проектной и научной парадигмах соответственно, и не в виде «шага развития», как в управленческом мышлении, но как форма соорганизации нескольких разнородных движений.
Движение в схеме организации общественных изменений в обязательном порядке предполагает, что преобразователь разворачивает новые формы организации общественной жизни (виды деятельности, нормы общежития и этику) прежде всего на себе на группе единомышленников, «команде»). Причем, эти формы организации сами претерпевают изменения как в результате взаимодействий с существующими общественными образованиями, так и в результате разворачивания самого «преобразователя» до общественного образования, соразмерного по мощности с существующими (рис. 3 — [2]). В политической области это означает создание политических структур, конкурентноспособных с существующими, в экономической — контроль над сопоставимыми ресурсами, в культурной — наличие конкурентноспособных образцов мышления и деятельности.
Действия по сближению двух траекторий движения (рис. 3) — «преобразователя» и инерционного движения общества состоят в выделении проблемных ситуаций в обществе и демонстрации их решения на основе новых подходов, которые развивает «преобразователь» и его команда (рис. 3 — [3]). Таким образом, создается серия прецедентов — демонстрация возможностей новых способов мышления и деятельности. На их основе должны создаваться образцы — технологические описания способов действий и методов решения проблем.
Наличие образцов позволяет резко интенсифицировать воздействие на траекторию общественного развития, расширяя зону освоения новыми формами организации общественной жизни (рис. 3 — [4]).
Воздействие на траекторию общественного движения не может быть односторонним и по мере того, как «преобразователь» и то общественное образование, которое он формирует, становится все активнее и мощнее, общество также начинает реагировать все активнее. В какой-то момент различные общественные единицы начинают самоопределяться по отношению к новообразованию. Начинаются сначала рефлексивные, а затем и действительные игры (рис. 3 — [5]). Какие-то общественные образования решают действовать совместно с новым, другие стремятся его уничтожить, третьи занимают нейтральную позицию и тому подобное.
Именно на этом этапе разворачивания схемы начинается бурное высвобождение ранее организованного общественного ресурса и его перераспределение. Но самое интересное состоит в том, что начинают появляться новые, старыми правилами не регулируемые и никем еще не контролируемые ресурсы. Овладение неконтролируемым ресурсом становится, как правило, решающим моментом в том, какие общественные образования победят 14.
Проблема дальнейшего разворачивания схемы общественных изменений состоит в том, что к моменту разворачивания «боевых действий» и плотного контакта с обществом 15, новообразование должно быть соразмерным и конкурентоспособным 16 по отношению к обществу в целом. Это означает, что существующие структуры не могут его ни уничтожить, ни ассимилировать, ни игнорировать. Возникающие пределы экспансии и роста нововобразования создают в обществе ситуацию относительного равновесия и переход в эволюцию формирования новых общественных отношений (рис. 3 — [6]). Собственно этот процесс участия в становлении нового общественного порядка и является тем местом встречи в будущем, движение к которому было организовано с момента начала процесса общественных изменений.
Принципиальное отличие методологии общественных изменений от проектной парадигмы состоит в том, что конечная стадия процесса изменений общества не задана и не известна. Результат является совместным творением всех общественных сил, организованных в процессе участия в становлении нового общественного порядка. Поэтому фиксация достигнутого результата производится рефлексивно, через интерпретацию пройденного пути и сложившегося общественного порядка как результата, которого и следовало достичь 17.
Закрепление результата и остановка процесса изменений осуществляется приданием новому общественному порядку историко-культурного смысла, символического «освящения» сложившейся структуры, интерпретация истории в таком ключе, который свидетельствует о необходимости, исторической неизбежности и справедливости нового общественного порядка.
В случае удачной сборки всех компонент схемы новый общественный порядок может начать воспроизводство самого себя, создавая для этого соотвествующие институты и механизмы. Воспроизводящийся общественный порядок образует новый мир 18 — самодостаточный, имеющий собственную линию эволюционного развития 19. С возникновением мира процесс качественных общественных изменений заканчивается. Мир по понятию не подвержен изменению, он может лишь в определенный момент разрушиться 20. При его разрушении начинается интенсивный процесс формирования новых и активизации существующих общественных образований и общественные изменения снова становятся возможны (но не обязательны — вполне возможно историческое развитие общества).
Способы инициации процессов общественных изменений и формирования преобразующих структур
Специфика технических средств, обеспечивающих инициацию процессов общественных изменений состоит в том, что новые схемы общественной жизни невозможно 21 получить чисто теоретическим путем, поскольку новые конфигурации общественных отношений возникают актуально. Для решения задачи необходимо обеспечить следующие вещи:
Разоформление интеллекта и сознания групп людей, желающих и способных участвовать в общественных изменениях — освобождение от профессиональных и идеологических догм совершенно необходимо.
Сохранение существующих знаний, понятий и схем действия — но не на людях, а на внешних (знаковых) носителях — поскольку существующие и действующие представления и способы действия являются необходимым материалом для конфигурации в новый тип общественной жизни.
Проживание проблемной ситуации, осознание недостаточности существующих схем организации жизни для осуществления общественных изменений, соответствующих этическим и эстетическим критериям группы новых людей.
Участие в имитации процесса становления нового порядка.
Участие в складывании новой схемы организации жизни (это обеспечивает присвоение схемы, делает ее личной для каждого участника — авторизует).
Освоение схем организации общественных изменений.
Формирование общности — зародыша будущего общественного образования.
Таковыми характеристиками внешне обладают многие формы интенсивного развития людей — как игровые формы и тренинги, так и формы организации общественной жизни — например, политические. Некоторые институты — например, университеты, выполняют похожие функции 22. Но основная проблема состоит в той методологической работе, которая не может быть проделана за счет внешних факторов — интенсивности работы и самоорганизации людей. Методологическая организация требует специфического содержания — по критике существующих способов и методов, форм организации жизни, их выявлению, культуросообразному оформлению и проблематизации, работы по созданию новых схем организации мышления и деятельности, построения механизмов введения и освоения этих схем.
В настоящее время формы организации, в рамках которых решаются задачи инициации процессов общественных изменений и формирование преобразующих структур, строятся на основе методологических разработок ММК [6], [7], и современных разработок по методологии общественных изменений 23 и организационных техник, отработанных в организационно-деятельностных играх (ОДИ) [4]. К числу таких организационных форм можно прежде всего отнести общественные экспертизы и конкурсы руководителей и управленцев [8], [9].
Первой общественной экспертизой, в которой в полной мере присутствовали указанные условия и механизмы, была, без сомнения, Всесоюзная социально-экологическая экспертиза ситуации озера Байкал в 1988 году. Анализируя через десять лет ее материалы, можно увидеть, что место встречи было указано и «встреча» намеченных траекторий состоялась. Другое дело, что теперь кажется, что можно было «заложить» существенно более мощные схемы изменений. Но это, конечно, только желание сделать лучше. Реально же многое из того, что формировалось тогда на экспертизе, казалось чрезвычайно радикальным и иногда неосуществимым. Но в формирующейся структуре отношений уже отсутствовало партийное руководство, присутствовали экономические отношения и свобода информации. Вместе с тем тогда же стало ясно, что ряд проблем решаются в совершенно ином ракурсе и с других позиций, чем тогда предлагалось политическими и экономическими реформаторами — Байкальский целюллозно-бумажный комбинат (БЦБК) не исчез и экологическое состояние не улучшилось. Это решается только в совершенно иной системе координат, которая была видна на экспертизе — но для нее нужен иной масштаб времени и сил. Возможно, это тема следующей экспертизы.
Примечание: Общественные образования
Используемое в статье понятие «общественного образования» подразумевает несколько неочевидных моментов. Прежде всего, не надо думать, что общественные образования — вещь натуральная — примерно такая же, как мы представляем себе социальные группы, организации или социальные институты. Общественное образование выявляется (образуется) только при попытках воздействия на общество и его форма, как правило, зависит от вида воздействия. Можно сказать, что общественное образование — это единица общества, обладающая рефлексивностью, собственной активностью и способностью ставить цели и соразмерна воздействию, которое оказывается на общество.
Последнее особенно важно. Например, один человек, как правило, несоразмерен осуществляемым в стране реформам или развернутой войне. Для того, чтобы стать соразмерным (и превратиться в общественное образование) ему нужно организовать (например) партию или движение (или использовать существующее), привлечь ресурсы, соразмерные тем, которыми владеют организаторы реформ, включить интеллектуальный потенциал, способный выработать более мощные схемы социально-экономического действия. Но этого недостаточно до тех пор, пока все вовлеченное не будет иметь осознания себя как целого, как действующей единицы на общественном плацдарме, не будет иметь общего понимания и общей истории (судьбы). Если в обществе не появляется общественных образований, то «преобразователь» начинает не общественные изменения, а манипуляции и насилие над обществом. Что, как ни парадоксально, не приводит к достижению целей — они профанируются, а общественные изменения приобретают неуправляемый характер. Красивый пример — российские экономические реформы. Приватизация не сформировала институт частной собственности не появились ни механизмы накопления, ни способы защиты собственности, а самое главное — нет общественных единиц, основой которых была бы частная собственность), хотя многие формальные признаки собственности присутствуют.
Таким образом, наличие общественных образований и их конфигурации на плацдарме взаимодействий — вещь не натуральная, а ситуационная и зависит от того воздействия, которое хотят оказать на общество. Это не исключает того обстоятельства, что очень часто ядрами (точками концентрации) для общественных образований выступают социальные и социокультурные образования — политические структуры, национальные или этнические образования, организации или государственные структуры. Но очень важно иметь в виду, что они однозначно не совпадают с общественными образованиями.
С изложенной выше точки зрения, общественный порядок — это сложившаяся система отношений, не приводящая к появлению новых общественных образований. Причем важно то, что общественный порядок закреплен на внешних носителях, имеющих знаковую или символическую природу — порядок отчужден от активных единиц и существует в виде законов и социальных норм, правил взаимодействия, социальных институтов, поддерживающих порядок и пр. При установившемся общественном порядке общественные образования, как правило, не видны — рефлексивность, активность и целеполагание в обществе ограничены и определены сложившейся системой отношений. Поэтому видны институты, организации, отдельные люди и их объединения — все функционально определенные образования.
Под общественными изменениями, в этом случае, понимаются изменения общественного порядка — появление новых субъектов общественного действия и возникающая смена взаимоотношений — а вследствии этого и изменение структуры общества.Примечания: Имеются в виду качественные изменения — изменение структуры и форм организации общественных отношений (см. примечание: Общественные образования).
Ясно, что в условиях изменений общественного порядка не может быть полной легитимности — новый порядок требует нового права. Пока теория и практика права и юриспруденции таковы, что регулируют сложившийся общественный порядок, но не существует правового регулирования смены (замены) общественных отношений. В настоящее время смена правовой парадигмы и системы норм осуществляется организационным не правовым) путем — через систему специальных органов — парламент и другие соответствующие органы, имеющие законодательную инициативу. Именно в этом кроется колоссальный источник произвола, некомпетентности и ошибок и, в тоже время, инноваций. На экспертизе ситуации озера Байкал пришлось создавать специальный кодекс: систему норм для рассмотрения ситуаций, выходящих за границы существующего права (см. Материалы экспертизы).
Мы сейчас не обсуждаем вопрос — насколько осмысленно это было сделано, какой ценой и насколько эффективно, но очевидно, что большевики (впоследствии — коммунисты) никогда бы не получили такого количества власти, человеческой энергии и ресурсов, если бы не затеяли переустройство общества.
Ресурс, высвобождаемый при осуществлении общественных изменений, контролируется теми, кто владеет схемой их организации. Поскольку правовой основы изменение общественного порядка не имеют (см. сноску 2), остальные участники процесса имеют лишь три возможности: подчиниться происходящему; присоединиться к владеющему схемой и оправдывать его с правовой и идеологической точек зрения; — либо играть против — вводя альтернативный способ осуществления изменений. События последних лет, особенно в Югославии — прекрасная иллюстрация этого тезиса.
В настоящее время в США безраздельно господствует мнение, что наиболее эффективный (справедливый, этически достойный) общественный порядок уже известен и в США реализован (см.: [2], [3]).
Употребляемый широко термин «реформы» точнее относить к стабильному обществу, в котором требуется улучшить отдельные фрагменты, не меняя существующих общественных отношений. Для обозначения смены отношений мы применяем термин «общественные отношения».
См. примечание: Общественные образования.
Парадигмы научного и проектного подходов работают только в узком классе ситуаций, когда мы можем предположить, что объекты воздействия неизменны, не зависят от наших представлений, нерефлексивны, не обладают активностью и способностью ставить цели. Такие предположения имеют смысл (и то не всегда) при работе с природными и техническими объектами — и в очень узком классе общественных задач.
Объектная и предметная составляющие появляются и в этом случае, но они зависят от формы организации деятельности, в которую они включены. Поэтому возможно ограниченное применение научных и проектных способов работы — только как подчиненных. Необходимо отметить, что и полученные в этом случае результаты — знания, модели, проектные решения верны только в рамках сложившейся формы организации и при ее смене должны деактуализироваться. Их применение в других формах организации ничего, кроме ошибок и недоразумений, не вызовет.
Организация предполагает искусственную компоненту схемы, осуществление — ее естественную компоненту.
Имеется в виду, что бывают и неосмысленные общественные изменения: к ним можно отнести многие изобретения и технические инновации, вызывающие изменения общественного порядка, которые не планировались и даже не предполагались. Например, изобретение атомной бомбы, изобретение компьютеров или достижения генной инженерии.
Возможны и нецеленаправленные общественные изменения, те, которые не достигают объявленных целей ввиду либо их ложности, либо потому, что способы их достижения оказались неадекватны (например, реформы в России).
Становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке.
Примеров можно привести множество — гласность привела к появлению свободной информации — те, кто понял это как новый политический экономический ресурс и сумел организовать контроль над ним, во многом определяют направленность изменений. В экономике это еще нагляднее проявляется при появлении новых форм организации — пример последнего времени — Интернет.
Необходимо иметь в виду, что общество к этому моменту уже изменилось — в нем эксплицитно присутствует новообразования и в результате этого стали меняться отношения.
Основу конкурентоспособности составляет мощность заложенной в новообразование схемы организации жизни.
Фактически в рефлексивной интерпретации процесса реальный процесс становления трактуется в формах, привычных для общественного (или массового) сознания — в проектных и управленческих (мы, дескать, все предусмотрели и заранее знали, что получим) формах. Таким образом, скрывается реальная схема организации процесса, формируется лидерское положение нового общественного образования и ставятся препятствия для дальнейших изменений.
О понятии мира см.: [4], [5].
Новый мир возникает лишь в том случае, если «преобразователь» с самого начала несет на себе «мировую схему».
Процесс разрушения мира мы в России наблюдали (проживали) трижды — разрушение княжеской Руси и начало формирования империи, разрушение Российской Империи в 1917 году, разрушение СССР в 1989—1991 году. Именно потому, что Россия всегда формировалась как один мир-цивилизация, общественные изменения не могли происходить без разрушения мировой структуры в целом. Следующий этап развития общества — и к чему должны вести общественные изменения, — будет состоять в формировании поли-мировой структуры жизни в России.
И не нужно — это совершенно неэффективно и ведет к колоссальной растрате человеческих сил и других ресурсов и всегда приводит к обману и самообману — история всех утопических проектов свидетельствует об этом.
Именно поэтому Троцкий, выдвигая идею «перманентной» революции, считал основным источником революционных изменений «красные университеты», а носителем изменений — молодежь. По отношению к молодежи практически не приходится проводить работу по освобождению от старых способов жизни — молодые люди готовы к освоению новой жизни.
Разработки по методологии общественных изменений ведет в настоящее время Международная методологическая ассоциация (ММАСС).
Библиография: Попов С. В. Идут по России реформы. Альманах «Кентавр» № 2—3, 1992.
Фукуяма Р. Конец истории. ВФ № 7, 1994.
Бжезинский З.
Попов С. В. Организационно-деятельностные игры — мышление в зоне риска. Альманах «Кентавр» № 3, 1994.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т. 3: Время мира, М., Прогресс, 1992.
Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995.
Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М. 1997.
Попов С. В, Щедровицкий П. Г. Конкурс руководителей. М. Прометей, 1989.
Попов С. В. Конкурс.