Что же такое ОДИ?
Говоря коротко – это игровой метод анализа и решения сложных проблем, не имеющих однозначного решения. Игры могут быть направлены на развитие индивидуальности, организации, региона или проблем общества в целом. Широко применяются ОДИ и в учебном процессе.
В последние годы метод ОДИ получил новый импульс, в частности был дополнен методом интуитивной драмы. Игровые методы решения различных проблем приобрели настолько широкую популярность, что в последнее время проведение игр стало сферой профессиональной деятельности для многих людей. Специалистов такого рода целенаправленно готовят в России, Германии, Эстонии и Литве.
Проблема описания игры в том, что игра – это состояние, которое надо пережить. Состояние азарта, удачи, радости победы или горечи поражения. Тот, кто играл хотя бы раз в своей жизни никогда не забудет этого состояния. Игра дает человеку ощущение счастья и полноты жизни. Этим и объясняется притягательность игры. Наиболее распространенным является объяснение, что в процессе игры человек - это интуитивным образом познает себя и окружающий мир. Современная психология давно пришла к выводу, что существует не только рациональный, логический путь познания, но и интуитивно-образный. В человеческом мозге правое полушарие отвечает за логическое мышление, а левое за образное понимание. Разница между этими типами познания и мышления состоит в следующем. Логическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и мыслящий человек полностью осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Человек в этом случае получает ответ через образные восприятия.
В чем же состоят особенности игры?
Выделяют следующие ключевые феномены игры.
1 - Между игрой и жизнью есть четкая граница. Мир игры обособлен.
2 - Существуют специальные предметы игры – игрушки. При этом они носят знаково-символический характер.
3 - В игре существуют правила (сценарий, сюжет).
4 - игра ограничена во времени и в пространстве.
5 - Игру, как правило, можно повторить.
6 - В игре человек испытывает особое состояние.
Это связано с азартом, с риском, волевым напряжением, свободой, удовольствием. Это состояние ни с чем не сравнимо, оно возникает только в игре. Благодаря этим феноменам – в игре человек делает мир (его часть) соразмерным себе, своему действию и пониманию.
Главный вывод: игра представляет собой первичную форму организации жизни (жизни в целом - индивидуальности, личности, деятельности и пр.), закрепленную общественными институтами. То есть на уровне всеобщих культурных прототипов социального поведения и действия.
Хороший пример - институт семьи. Он существует не на уровне государственных актов или соглашений отдельных людей. Он держится на уровне "подсознания", - а за ним стоит определенный тип человеческой культуры, цивилизации, инстинкта выживания. Внешне он уже оформляется в учреждениях, традициях и законах. Человек не в силах изменить институциональные основы семьи. Он может разрушить отдельную семью, но миллионы других людей будут продолжать жениться, растить детей и нянчить внуков - без всякого объяснения почему именно так необходимо. И продолжать играть в игры. Игра, таким образом, представляет собой не просто форму организации деятельности, - за ней стоит вся человеческая культура, закрепленная институционально в определенных правилах появления игры и ее жизни.
Игра как способ решения проблем
Игра как форма организации жизни означает, что игра равномощна жизни. Это означает, что с помощью игры можно разрешать любые жизненные проблемы. И уже с древности люди это осознали. Шахматы, придуманные еще в древней Индии представляют собой ни что иное, как видоизмененную модель подготовки к воинским сражениям. Современная история игрового метода решения проблем начинается с середины 60- годов, когда в экономике стали широко применяться деловые игры. Сегодня выделяют несколько классов игровых методов решения проблем: деловые, ролевые, имитационные. Главные характеристики деловой игры: все ситуации являются типовыми; в деловой игре есть действия “правильные” и “правильные”; итог действий игрока оценивается по тому, добился ли он определенной заранее цели. Многие нынешние деловые игры компьютеризованны и широко применяются также в обучении во многих странах мира. Например игра по управлению активами и пассивами коммерческого банка, разработанная в США. Суть игры - несколько групп управляют виртуальными банками. Компьютер симулирует экономическую ситуацию и рассчитывает состояние банков по результатам принятых решений. Экономическая ситуация в «регионе» также меняется в зависимости от решений банкиров. В целом деловые игры проводятся для отработки определенных навыков, позволяющих действовать в различных социальных и деятельностных ситуациях.
Более сложными являются ролевые игры. Основные характеристики ролевых игр:
1. В них не существует заранее заданных ситуаций. Игрок сам решает, как и что ему делать. 2. Все действия игроков в ролевой игре – правильные, если они допустимы моделью.
3. Игровым результатом для игрока является достижение ролевых целей.
Ролевая игра проектируется таким образом, чтобы для достижения целей, поставленных перед ролью, играющий должен вступать во взаимодействия с другими игроками – либо конфликтуя, либо вступая в альянсы. Приведем примеры ролевых игр, разработанных и проводимых автором в Сити-колледже (израильское представительство Московского государственного университета экономики, статистики и информатики). Так в курсе “Управление персоналом” проводится ролевая игра ”Прием сотрудника на работу”, где студенты попеременно исполняют роль работодателя и сотрудника.
В курсе “Управление проектом” проводится ролевая игра по защите бизнес проекта перед инвесторами.
Еще один популярный тип игр: имитационная. Основные характеристики имитационной игры:
1. В ней не существует не только заранее заданных ситуаций, но и заранее спроектированных событий. Определены только характеристики ролей. Играющие должны действовать в соответствии со своими ролями, двигаясь в пространстве одних только межролевых отношений.
2. Действия оцениваются по их соответствию роли.
Имитационные игры применяются например, при определении реакции местного населения на строительство предприятия, которое может нанести ущерб окружающей среде. Сейчас игровые методы – мощный инструмент, применяемый как для решения образовательных, так и практических задач. Однако данные типы игр подходят в основном для ситуаций имеющих определенное решение или имитирующих известную ситуацию. Для решения сложных проблем развития личности, организации или общества они не подходят. Модели таких игр, как правило базируются на рациональном поведении участников и не учитывают множества реальных социально-психологических и экономических факторов. Для решения подобного класса проблем были разработаны организационно-деятельностные игры (ОДИ).
Организационно-деятельностные игры: история, теория и практика.
Первая ОДИ была проведена в 1979 г. известным российским философом Г. П. Щедровицким, ( 1929- 1994). И с тех пор по настоящее время в бывшем Советском Союзе, а позднее в странах СНГ и Балтии, и ряде других странах было проведено множество игр, в которых участвовали тысячи людей. Возникновение ОДИ обусловлено тем фактом, что к 50-м годам прошлого века стала очевидной неадекватность имевшихся методов философского, научного и инженерного знания. Возникавшие проблемы требовали взаимодействия множества различных специалистов из разных областей. Но эти профессионалы были не в состоянии найти общий язык и наладить взаимодействие. На Западе это вызвало к жизни системный подход.
В Союзе на этот вызов решились ответить четверо молодых людей, учившихся в конце 40-х годов на философском факультете МГУ, которые создали Московский Методологический кружок ( ММК). Кроме Щедровицкого туда поначалу входили А. Зиновьев, Б. Грушин, М. Мамардашвили. Все они впоследствии стали учеными мирового уровня. Работы ММК привели к тому, что в Союзе системный подход развился в системно-мыследеятельностную методологию (СМД-подход).
Он и явился первой базовой компонентой ОДИ.
Второй стала практика проведения междисциплинарных семинаров по проблемам научного исследования.
Третьим элементом явились исследования в области игр детей.
И наконец, четвертым компонентом стала практика учебных деловых игр в воспитании тренеров высокого класса. Со временем ОДИ превратились в абсолютно оригинальный метод, намного превышающий по своим возможностям остальные игровые методы. Если говорить о внешней стороне ОДИ, то они выглядят как игры взрослых людей, ученых, специалистов и управленцев, иногда напоминающие научную конференцию, иногда - мозговой штурм по решению сложной проблемы. Это интеллектуальные игры, временами переходящие в психодраму. Добавим, что в последнее время появилась новая разновидность подобного метода, названного интуитивная драма, о которой мы скажем позже.
Если говорить о внутреннем содержании ОДИ, то Г. П.Щедровицкий определил организационно-деятельностную игру как новую форму организации коллективной мыследеятельности, позволяющую решать сложные междисциплинарные, межпрофессиональные и межкультурные проблемы, имеющие важное значение.
Этапы проведения ОДИ
Выделяются три крупных этапа в проведении ОДИ: подготовительный, игровой и рефлексивный.
На подготовительном этапе разрабатывается концепция игры, цели, которые должны быть достигнуты.
В результате составляется регламент ОДИ.
На этом же этапе формируется команда, состоящая из организаторов и ведущих игры; методологов ( отвечающих за теоретические разработки) и игротехников, специалистов, работающих с группами участников.
На игровом этапе реализуется программа игры и появляются ее результаты. Этот этап также делится на ряд фаз, имеющих свое назначение.
На первой фазе в форме установочных докладов всем участникам игры излагаются концепция и важнейшие рабочие цели проводимой игры, ее программа и регламент.
На второй фазе начинается вхождение участников в игру, организация игровых групп.
На следующих фазах происходит работа групп, их переорганизация, достигаются промежуточные и окончательные итоги игры. На рефлексивном этапе обобщается опыт игры.
Команда, проводившая игру – анализирует опыт проведения игры и фиксирует его в тех или иных культурно значимых формах.
Для экспертов-профессионалов - здесь происходит обобщение опыта решения профессиональных проблем. Участники игры строят программу воплощения в жизнь результатов игры.
Рабочие процессы и рефлексия в ОДИ.
Как процессы самоорганизации, так и процессы саморазвития в ОДИ обеспечиваются в первую очередь за счет рефлексии всех участников. Несмотря на все разнообразие ОДИ они строятся на том или ином сочетании трех основных форм:
1) занятий в специализированных профессиональных, предметных, тематических и экспертных группах,
2) общих дискуссий в рамках всего коллектива,
3) рефлексивных занятий, групповых или общих.
Соединение рабочих процессов с рефлексией является главным механизмом, позволяющим мыследеятельности трансформироваться и развиваться.
Понятие рефлексии здесь означает умение анализировать самого себя и свою мыследеятельность, переносить тяжесть коллективной работы с других на себя, и в первую очередь, в плане самокритики, самоопределения в ситуации и определения целей и задач саморазвития.
Именно этим определяются назначение и функции рефлексии в ОДИ - помочь каждому познать и оценить самого себя, самоопределиться в сложившейся ситуации и определить меру своего личного вклада в общую работу. Иными словами, в ходе рефлексии каждый должен, по меньший мере для себя, ответить на вопрос, что он может и должен делать в сложившейся ситуации и чего он, напротив, не может и не должен делать. Точно так же и каждой игровой группе необходима специальная групповая рефлексия, чтобы группа могла разобрать и проанализировать свои действия за день, определить успешность их сравнительно с действиями других групп и по отношению к общему ходу работы, а затем наметить программу и план своих действий на следующих тактах и фазах игры.
Порядок работы в ОДИ
Классические ОДИ (они как правило проходят в течение 7 и иногда более дней) строятся по следующей схеме. Утром в первый день игры проводится установочная сессия, где излагаются цели и правила игры. Затем объявляется порядок организации групп и начинается групповая работа, которая продолжается несколько часов. После обеда и отдыха происходит общая дискуссия, на которой каждая группа высказывает свой подход к проблемам. Общая дискуссия также длится несколько часов. После ужина происходит методологическая консультация, организаторы игры и методологи рассказывает о своих подходах к решению проблем и отвечают на вопросы участников игры. осле консультации вся команда организаторов проводит методологическую рефлексию. На ней анализируются события дня на нескольких планах: с точки зрения игротехников - что происходит в группах, куда они движутся; куда идет вся игра; с точки зрения методологов – какие общезначимые проблемы подняты на игре, какие понятия необходимы для их разрешения; с точки зрения организаторов игры – как необходимо двигаться дальше. Таков обычный ежедневный график работы вплоть до конца игры.
Полнее http://www.rehes.org/lst3/lst3_52.html